1241

Карбюратор скутера - одна из важнейших частей скутера. Её главная задача смешать воздух (идущий из воздушного фильтра), бензин (который идет по шлангу из бензинового бака) и масло. Все эти три вещи являются главными, и называются в совокупности - топливно-воздушная смесь. Недостаток одного компонента не даст вам завести двигатель или просто будет портить цилиндр и поршень. Если вы не подключаете масленый шланг (не обеспечиваете подачу масла), то вам необходимо смешивать масло с бензином в бензиновом баке, о пропорциях в других статьях.

Составляющие карбюратора, принцип работы

Самая главная часть карбюратора - трубка Вентури.

Ее характерная особенность - то, что ее диаметр постепенно уменьшается от края к центру, а затем снова увеличивается. Во время работы двигателя через эту трубку карбюратора проходит воздушный поток. По мере движения воздушного потока к центру, где диаметр минимален, создается пониженное давление. Как только диаметр трубки карбюратора начинает снова увеличиваться, давление выравнивается.

Если теперь в центре разместить маленькую трубочку, заполненную бензином, то, стремясь в зону пониженного давления, бензин будет покидать трубочку и, распыляясь, улетать, смешавшись с воздухом в трубке карбюратора. Для того, чтобы двигатель работал, этого вполне достаточно, но требуется ведь еще регулировать скорость подачи этой смеси из карбюратора в камеру. Мы регулируем это с помощью ручки газа.

Для этого в центре трубки Вентури карбюратора устанавливается заслонка (на картинке выше она изображена под цифрой - 1), которая регулирует количество проходящего через центр воздуха. На заслонке карбюратора также размещают иглу (2), которая регулирует количество поступающего через маленький канал бензина в трубку.

При подачи газа открывается заслонка и, одновременно, равномерно поднимается игла - так карбюратор обеспечивает равномерное и пропорциональное количество топливно-воздушной смеси в отношении всех её ингредиентов.

Для того, чтобы поддерживать уровень бензина в маленькой трубочке постоянным, существует поплавковая камера. Это такая емкость, в которой содержится бензин.( В этой области поплавок регулирует полное заполнение бензином этой емкости. А потом уже этот бензин из поплавковой камеры направляется дальше в камеру сгорания, предварительно смешавшись с маслом и воздухом.)

Если в поплавковой камере уровень бензина начинает падать, поплавок (синим изображен на рисунке) опускается вниз, открывая клапан. Через этот клапан поступает бензин и наполняет поплавковую камеру карбюратора. Как только уровень бензина достигает установленной нормы, поплавок поднимается и закрывает клапан, прекращая доступ бензина в камеру.

Устройство системы стабилизации холостого хода

Кроме системы дозирования топлива, в устройстве карбюратора скутера находится система стабилизации холостого хода - ССХХ.

Из названия нам понятно, что эта система работает на холостых и малых оборотах, где требуется другой состав смеси топлива.

Топливо для холостого хода подаётся по другому каналу карбюратора, которое располагается за воздушной заслонкой. То есть оно уже не регулируется заслонкой.

Устройство этой системы карбюратора на рисунке

Устройство системы стабилизации холостого хода

Кроме системы дозирования топлива, в устройстве карбюратора скутера находится система стабилизации холостого хода - ССХХ.

Из названия нам понятно, что эта система работает на холостых и малых оборотах, где требуется другой состав смеси топлива.

Топливо для холостого хода подаётся по другому каналу карбюратора, которое располагается за воздушной заслонкой. То есть оно уже не регулируется заслонкой.

Устройство этой системы карбюратора на рисунке

1. Смесь в цилиндр 2. Винт качества смеси, - регулирует количество воздуха, проходящего через ССХХ . 3. При открытии дроссельной заслонки карбюратора этот канал перекрывается клапаном . 4. Жиклёр ХХ. Закручивая винт качества качества смеси мы уменьшаем количество воздуха, поступающего в ССХХ, таким образом смесь для холостого хода становится богаче (больше бензина - меньше воздуха); при откручивании этого винта количество воздуха увеличивается - смесь обедняется (меньше бензина - больше воздуха).

Чтобы ССХХ не влияла на работу двигателя на высоких оборотах, имеется клапан.

Система стабилизации холостого хода - одна из самых уязвимых в любом карбюраторе. В первую очередь, из-за того, что пропускные сечения жиклеров здесь самые маленькие, а значит, легко могут засориться.

Если мембрана системы, отключающей холостой ход, прохудится от старости или по какой-либо другой причине, разрежение впускного коллектора не сможет удерживать ее клапан в закрытом состоянии, подача топлива нарушится и двигатель перестанет работать на холостом ходу. То же произойдет, если клапан потеряет герметичность. Участок разъема между крышкой мембраны и корпусом карбюратора (в нем расположен канал, по которому подается разрежение) уплотнен резиновым кольцом. Герметичность уплотнения ухудшится - нарушится работа мембранного механизма, а кроме того, будет подсасываться воздух во впускной коллектор, тем самым обедняя смесь. И отрегулировать работу двигателя на холостом ходу станет невозможно.

Пусковой обогатитель

При запуске, холодному двигателю необходимо дополнительное обогащение смеси, для этого на карбюратор устанавливается пусковой обогатитель (на рисунке ниже). В его устройстве тоже есть игла, а также дополнительная заслонка, также для регулировки.

Это по сути, дополнительный маленький карбюратор, стоящий параллельно основному.

С основным карбюратором он соединяется тремя каналами - воздушным, эмульсионным и топливным, высверленными в его корпусе. Воздух забирается до дроссельной заслонки, эмульсия (смесь) подается после нее, непосредственно в выходной патрубок карбюратора. Бензин берется из общей поплавковой камеры. Таким образом, с некоторой натяжкой, обогатитель можно считать независимым устройством. С натяжкой, потому что он, все же, конструктивно неотделим от карбюратора. Зачастую это автоматический пусковой обогатитель. При пуске холодного двигателя заслонка поднята (открыта). При первых оборотах двигателя в эмульсионном канале создается разряжение и бензин, находящийся в камере (на изображении 7) засасывается в двигатель, вызывая сильное обогащение смеси и облегчая первые вспышки в двигателе. После того как двигатель запустился, но еще не прогрелся ему нужна обогащенная смесь, то есть смесь с большим содержанием бензина для того, чтобы быстрее прошло зажигание. Обогатитель работает при этом как параллельный карбюратор, бензин в него поступает через жиклер (на изображении 9), смешивается с воздухом и поступает в двигатель. При работе двигателя переменный ток от его генератора всегда подается на контакты керамического нагревателя (на изображении 2) термоэлектроклапана системы пуска. Нагреватель разогревает привод 3. Внутри него, очевидно, находится газ или жидкость, кипящая при низкой температуре и поршень, связанный со штоком (на изображении 4). При нагреве привода шток постепенно выдвигается на 3-4 мм и через толкатель (на изображении 5) приводит в движение заслонку. Корпус (на изображении 1) клапана обернут теплоизоляцией (пенополиэтилен) и закрыт резиновым чехлом. Таким образом, двигатель прогревается вместе с термоэлектроклапаном и смесь постепенно обедняется. Минут через 3-5 заслонка закрывается совсем и поступление в двигатель топливно-воздушной жидкости осуществляется с помощью ССХХ. При остановке двигателя прекращается нагрев клапана, привод заслонки остывает и под действием пружины (на изображении 10) толкатель (на изображении 5), шток (на изображении 4) и заслонка (на изображении 6) возвращаются в исходное положение, открывая каналы для последующего пуска. Остывание и возврат в исходное положение происходит также в течение нескольких минут.

Также иногда встречается и ручной пусковой обогатитель. Принцип тот же, только управление происходит не нагревом, а рычажком, установленном на руле. В этом случае скутерист сам при запуске двигателя обогащает смесь, поворачивая рычажок. И при прогреве, соответственно, обедняет, поворачивая обратно (вроде даже на некоторых машинах есть такая вещь).

В более старых моделях может применяться конструкция без электрического нагревателя, тепло передается на привод через медный теплопроводящий цилиндрик непосредственно от цилиндра двигателя. Надо сказать, такая конструкция более практична с точки зрения управления - запуск скутера не всегда происходит на холодный двигатель, - данной системой это учитывается, чего не скажешь об электрическом управлении.

Поддерживать постоянное разряжение в диффузоре карбюратора при различных оборотах и нагрузках двигателя - задача золотника.

1. Золотник с мембраной

2. Пружина золотника

3. Дозирующая игла

4. Упорная вставка

5. Крышка золотника

Мембрана делит пространство под крышкой золотника на две части - верхнюю, соединённую специальным каналом с диффузором, и нижнюю, на входе карбюратора. Во время работы двигателя в диффузоре образовывается разряжение. Как только оно достигает пороговой величины, золотник идёт вверх, открывая больше места для для поступающего воздуха - это уменьшает разряжение в диффузоре. Таким образом разряжение балансирует, золотник бегает вверх-вниз. Дозирующая игла своим острым концом направлена в эмульсионную трубку главной дозирующей системы, частично перекрывая её. Чем выше игла, тем перекрытие меньше, бензина идёт больше и смесь богаче, а чем выше золотник, тем выше игла. Состав смеси можно немного регулировать, переставляя по канавкам стопорное кольцо иглы.

При резком открытии дроссельной заслонки (т.е. ручки газа), разрежение возле распылителя снижается, его не хватает, чтобы всосать достаточное количество бензина и в работе двигателя происходит «провал». Чтобы избежать этого, начинает работу ускорительный насос. Назначение ускорительного насоса, как понятно из его названия - помочь двигателю разгонять скутер во время этого «замешательства» карбюратора. Его механизм расположен в крышке поплавковой камеры карбюратора.

На пластине крепления тросика газа установлена тонкая пластинка из металла с пружинкой. При резком открытии заслонки, ее рычаг нажимает на эту пластинку (посредством ролика из пластмассы). Эта пластинка нажимает на шток ускорительного насоса, к другому концу которого прикреплена мембрана. С помощью этой мембраны в карбюратор дополнительно впрыскивается бензин. Чтобы при обратном ходе мембраны бензин не вернулся из трубки назад, на его пути установлен шариковый клапан. Под давлением мембраны он открывается, а когда она возвращается назад, закрывается и бензин всасывается из поплавковой камеры через очень маленькое отверстие в ее крышке. Оно сделано намного меньшим, чем отверстие в заглушке шарикового клапана. Зачем? Дело в том, что впрыскивать бензин нужно только при резком открытии дроссельной заслонки. В этой конструкции у бензина два пути: либо через маленькое отверстие назад, в поплавковую камеру, либо, преодолевая усилие пружины шарикового клапана, в диффузор карбюратора. При медленном перемещении штока давления недостаточно, чтобы открыть клапан, и бензин успевает вернуться в камеру. Но при быстром большая его часть попадает в диффузор.

Если сам клапан или его привод вышли из строя, то мотор не получает поддержки и работает нестабильно когда Вы резко добавляете газ. Прочистите клапан, открутив его крышку, и продуйте каналы.

1. Корпус насоса

2. Каналы связи с поплавковой камерой

3. Уплотнительное кольцо

1. Шток насоса с мембраной

2. Пружина

3. Крышка

4. Уплотнительная гофра

Не всем владельцам поршневых Sport требуется максимальная динамика, поэтому иногда владельцы предпочитают оставить родной карбюратор. Это вполне допустимо, главное - своевременно заменить стандартный топливный жиклер на больший, иначе Вы рискуете перегревом поршневой. А вот двигаться в большую от 17,5 сторону при тюнинге Sport мы настоятельно не рекомендуем, так как никакого положительного эффекта это не дает. Проверено не только нашим, но и богатейшим опытом европейских фирм. Тем не менее непросвещенные владельцы зачастую устанавливают вместе с поршневой Sport, 19 карб, усугубляя свое несчастье спортивным фильтром низкого сопротивления. Чаще всего причиной является чей-либо неграмотный совет.

А вот любители тюнинга Racing, напротив, стремятся в погоне за максимальной мощностью использовать карб побольше. В этом случае выиграть дополнительную мощность на "верхах", действительно, можно, но в ущерб эластичности аппарата. Поэтому тем, кто планирует использовать карбюратор 19 mm и более, мы советуем перед решением принять к сведению следующие вещи: • с ростом диффузора вырастает и расход топлива; • 19 и 21 карбюраторы требуют использования фильтра низкого сопротивления, который более капризен в обслуживании; • большие карбюраторы существенно ужесточают требования к точности настройки; • в Европе около 70% скутеров, подготовленных на основе поршневых Racing, имеют карбюратор 17,5 mm.

Если эти доводы Вас не смущают, то тогда смело ставьте 19-21, главное - Ваше решение должно быть осознанным.

Настройка карбюратора у скутера

При различных положениях дроссельной заслонки на работу карбюратора оказывают влияние разные факторы, поэтому правильная настройка карбюратора должна обеспечить ему ровную (без обеднения или обогащения смеси) работу при любых положениях заслонки. При полностью открытой заслонке на работу карбюратора влияет только размер главного топливного жиклера (размер диффузора и сопротивления фильтра здесь мы в расчет не берем). Больше жиклер - смесь богаче, меньше - смесь беднее. Тем, кто решил попробовать справиться с настройкой карбюратора самостоятельно, дадим совет - начинайте с заведомо большего жиклера, а потом уменьшайте, так Вы не рискуете перегревом поршневой.

Когда заслонка открыта в диапазоне 1/4-3/4, на работу карбюратора также влияет положение (выше-ниже) и форма иглы. Иглу поднимают для обогащения смеси и опускают - для обеднения.

Когда заслонка открыта менее 1/4, добавляется влияние выбранного жиклера холостого хода, а ближе к нулевому положению заслонки в действие вступает положение винтов качества и количества смеси на холостом ходу.

Достаточно легко правильно настроить карбюратор в одном из перечисленных режимов. Гораздо тяжелее - обеспечить правильную работу во всех режимах, так как, сами видите, настройки одного режима сдвигают настройки другого. Если речь идет о диффузоре 19mm и более, не рекомендуется самостоятельно настраивать карбюратор, не имея на это достаточного опыта.

Не забывайте также, что на работу карбюратора скутера оказывают влияние такие не зависящие от Вас факторы как: качество топлива, атмосферное давление, температура воздуха. Поэтому в разные времена года настройки "съезжают" и работа карбюратора скутера ухудшается. Особенно чувствительны к этому опять же большие карбюраторы, так как они требуют максимально точной настройки для правильной работы.

Непосредственно о процессе настройки карбюратора скутера

Игла в воздушной заслонке карбюратора может перемещаться относительно ее в небольших пределах. Для этого на игле есть пазы в которые вставляется стопорное колечко. Ставим это колечко в средний паз. Болт регулировки качества смеси завинчиваем до упора и отвинчиваем обратно на 1 1/4 - 1 1/2 оборота. Заводим скутер.

Если холостых оборотов нет, они слишком низкие или высокие, регулировкой винта холостых оборотов увеличиваем их, если высокие, то уменьшаем. Затем снова, регулировкой винта качества смеси, добиваемся максимальных холостых оборотов и завинчиваем его обратно на 1/4 - 1/2 оборота. Пробуем ехать. Если при разгоне с места есть провалы, еще на 1/4 оборота закручиваем винт качества смеси. После каждой регулировки винтом качества, подгоняем холостые обороты двигателя винтом холостых оборотов.

При перерасходе топлива, нужно опустить иглу золотника карбюратора скутера на одно деление и произвести регулировку заново, как описано выше. Если наоборот, скутеру все равно не хватает топлива, есть провалы, поднимаем иглу на деление вверх и все повторяем регулировку сначала. В некоторой степени правильность регулировки карбюратора скутера можно определить по цвету изолятора свечи. Если цвет коричневый - значит в общем качество топливо нормальное. В основном принцип работы и устройство всех карбюраторов одинаковы, поэтому не важно какой маркой скутера Вы обладаете.

Особенности устройства и возможные неисправности карбюратора на 4-тактном скутере

Ну теперь опишу особенности устройства и возможные неисправности (равно как и способы их устранения) карбюратора, установленного на 4-тактные скутеры. В общем, этот карбюратор хорошего качества. Только вот впускной патрубок имел на внутренней поверхности неровности и раковины, которые пришлось зашлифовать наждачной бумагой, а затем отполировать полировочной пастой.

Демонтаж. Снимаем сиденье с ящиком для шлема (4 гайки и 2 шурупа под ковриком, подробнее читайте в статье "Регулировка зазора клапанов"). Вот он, карбюратор.

Перед тем, как снимать карбюратор, необходимо почистить места его соединений с воздуховодом воздушного фильтра, всасывающим патрубком (переходником между цилиндром и карбюратором) и устройством запуска холодного двигателя (аналог «подсоса» на авто). Это предотвратит попадание посторонних частиц (как в карбюратор, так и в цилиндр).

Отвинчиваем 2 гайки (показаны красными стрелками), которыми прикреплен переходник к цилиндру (я считаю этот способ проще, но если Вы хотите, то можете ослабить винт хомута на переходнике и снять его с карбюратора).

Ослабляем винт хомута шланга воздушного фильтра и снимаем его с патрубка карбюратора.

Отсоединяем топливный шланг и шланг с патрубка, установленного на переходнике.(шланги указаны синими стрелками)

Отсоединяем тросик газа, для этого пропускаем его через прорезь рычага привода заслонки. Перед этим необходимо открутить контргайку регулятора натяжения тросика газа на карбюраторе и вытащить регулятор из отверстия (так проще, трос не натянут).

Снимаем пластмассовую крышку с устройства запуска и отвинчиваем два болта, крепящих механизм запуска холодного двигателя и вынимаем его. Если неподалеку расположен разъем, то отсоедините провод, идущий к термостату. На моем мопеде для разъединения штекера пришлось бы снимать всю облицовку, поэтому я решил отвинтить само устройство.

Все, карбюратор свободен, но в нем (точнее в поплавковой камере) еще находится бензин. Чтобы его слить, ослабляем спускной винт, расположенный на нижней поверхности карбюратора и сливаем бензин через спускной шланг в подходящую емкость (в бензобак сливать не советую, так как на дне поплавковой камеры может присутствовать вода).

Теперь можно ослабить хомут переходника и снять переходник.

Итак, к устройству карбюратора.

Топливная игла

Снимаем крышку карбюратора (крышка вакуумной камеры). Она прикручена двумя болтиками одинаковой длины. Откручивать крышку надо осторожно, так как под ней стоит пружина.

Под крышкой находятся пружина, диафрагма со стаканом и топливная игла с колпачком. Доставать иглу аккуратно! На нее надеты шайба и резиновое колечко (выполняющее роль уплотнителя), они очень малы и их легко потерять.

Игла имеет 5 кольцевых вырезов, на один из которых надето кольцо. Переставляя это кольцо мы обедняем (при перестановке выше) или обогащаем (при перестановке ниже) топливную смесь. Обычно кольцо надето на среднюю прорезь. Оптимальным положением является то, в котором мотор не захлебывается.

Настройка карбюратора приведена выше. Хочу заметить, что настраивать надо сразу весь карбюратор, то есть положение топливной иглы и холостой ход. Настройку производить только на хорошо прогретом двигателе!

Как поднимается игла. При открытии заслонки создается разряжение в диффузоре (т.к. увеличивается скорость потока). Давление воздуха в вакуумной камере (над диафрагмой) понижается, стремясь к давлению в диффузоре. (Вакуумная камера и диффузор связаны посредством отверстия в дне стакана-заслонки) В это время давление воздуха под диафрагмой остается постоянным и равно атмосферному (полость под ней сообщается с атмосферой посредством канала в форме дуги, см. фото). Из-за разницы давлений поршень поднимается вверх, постепенно открывая диффузор и поднимая иглу. Таким образом двигатель постоянно получает смесь бензина и воздуха в нужном соотношении.

Поплавковая камера

Снимаем крышку поплавковой камеры, для этого откручиваем 3 болта одинаковой длины.

Вот так выглядит поплавковая камера изнутри.

В поплавок впаян язычок, который связан пружинкой с иглой. Если уровень топлива в карбюраторе уменьшается, то поплавок опускается и тянет иголку. Игольчатый клапан открывается и бензин поступает в поплавковую камеру. При достижением поплавком нормального положения, он давит язычком на иглу, которая в свою очередь закрывает клапан. При попадании грязи в игольчатый клапан, он не закрывается и происходит переполнение поплавковой камеры. Мотор начинает захлебываться, а бензин - вытекать из карбюратора. Проверить работоспособность клапана (даже при прикрученной крышке поплавковой камеры) можно с помощью резиновой груши. Для этого переворачиваем карбюратор, надеваем грушу на патрубок подачи топлива карбюратора и нажимаем на нее. Груша должна оставаться в сжатом положении около 20-30 секунд. Если же она сразу наполняется воздухом, то игольчатый клапан неисправен и нужно его прочистить. Для этого откручиваем болт, фиксирующий ось поплавка и достаем поплавок. Продуваем клапан воздухом и обдуваем иглу. Если это не помогло, то иглу придется сменить.

Переполнение поплавковой камеры может быть так же вызвано неправильной регулировкой положения поплавка. При этом нужно немного подогнуть язычок в сторону иголки. Проверить уровень топлива в поплавковой камере можно с помощью прозрачной трубки, надетой на сливной патрубок поплавковой камеры. При этом трубку нужно держать вертикально, параллельно боковой плоскости карбюратора.

Жиклеры

В центре поплавковой камеры установлены 2 жиклера. Чтобы их прочистить, необходимо продуть их сжатым воздухом. Если Вы захотите увеличить мощность скутера путем установки жиклера большего диаметра, то это ничего не принесет кроме повышенного расхода топлива. Со стандартным карбюратором мотор устойчиво работает даже при установке 80 кубового цилиндра.

Помимо основного жиклера, мотор получает бензин от дополнительного. На пластине крепления тросика газа установлена тонкая пластинка из металла с пружинкой. (фото)

При резком открытии заслонки, ее рычаг нажимает на эту пластинку (посредством ролика из пластмассы). Эта пластинка нажимает на шток насоса (этот насос носит название "ускорительный насос"), к другому концу которого прикреплена мембрана.

С помощью этой мембраны в карбюратор дополнительно впрыскивается бензин. Если сам клапан или его привод вышли из строя, то мотор не получает поддержки и работает нестабильно когда Вы резко добавляете газ. Прочистите клапан, открутив его крышку, и продуйте каналы.

Если сломался привод, то почините (используйте смекалку) или купите новый.

Чистка карбюратора

Можно прочистить карбюратор в бензине, пользуясь подходящей щеткой. Так же можно приобрести специальный спрей или жидкость и использовать их согласно инструкции. Совсем «продвинутым» рекомендую отнести разобранный карбюратор в автосервис и прочистить его тем ультразвуком (если неподалеку есть такой автосервис).

При сборки карбюратора аккуратно устанавливайте прокладку крышки поплавковой камеры. Мембрана, управляющая топливной иглой, устанавливается только в одном положении, для этого у нее есть полукруглый выступ, а в приемной грани карбюратора соответствующий вырез. В случае, ели мембрана расширилась, охладите ее (например в морозильной камере, в течении 30 секунд), а затем быстро установите на место.

При настройке карбюратора используйте винт холостых оборотов:

и винт регулировки качества смеси. К этому винту можно подобраться, даже если пластиковая облицовка установлена. Используйте длинную отвертку и у Вас все получится!

Вот в общем то и все о карбюраторе, если возникнут вопросы или замечания, пишите отзыв или оставляйте сообщение в комментариях.